Карданная передача автомобиля с задним приводом представляет собой шарнирный механизм. Он передает крутящий момент от вторичного вала коробки передач к главной передаче. В статье мы разберемся, как устроена карданная передача, а также рассмотрим основные неисправности и особенности эксплуатации этого механизма.
Из чего состоит карданная передача
В конструкцию механизма входят:
- передний и задний валы;
- оснащенная подшипником промежуточная опора;
- шарниры;
- шлицевое соединение;
- муфта.
Передача крутящего момента осуществляется благодаря шарнирам с вилками и крестовинами.
Отметим, что кузов заднеприводного автомобиля и задний мост не связаны друг с другом «намертво». И наоборот, к кузову жестко прикрепляются двигатель, коробка перед и передний вал карданной передачи. При движении по неровной поверхности кузов постоянно подпрыгивает, т. е. перемещается вверх и вниз относительно заднего моста. В результате все время меняется угол между передним валом карданной передачи и главной передачей заднего моста. Именно туда должен равномерно и беспрерывно передаваться крутящий момент. Вывод простой: задний вал карданной передачи по умолчанию не может быть обычной жесткой трубой. Он обязательно оснащается двумя шарнирами. Они помогают плавно передавать крутящий момент от коробки передач к главной передаче. Никаких рывков и толчков даже при сильных «скачках» автомобиля.
Когда угол передачи крутящего момента изменяется, происходит линейное перемещение карданной передачи по отношению к кузову. Его компенсирует шлицевое соединение. При колебаниях кузова линейное расстояние между коробкой передач и задним мостом становится переменной величиной. Следовательно, если кузов перемещается вверх, то карданная передача должна удлиняться, а если вниз — укорачиваться. Именно этот процесс происходит в шлицевом соединении. Получается, что удлиняются и укорачиваются как сами жесткие трубы, так и их длина в сумме. При грубом обращении с педалью сцепления по трансмиссии проходит ударная волна. Ее принимает на себя эластичная муфта.
Валы с шаровыми шарнирами у автомобилей с передним приводом
За передачу крутящего момента на ведущие колеса у переднеприводных автомобилей отвечают две карданные передачи. Каждая из них оснащена собственным валом и двумя шаровыми шарнирами. У переднеприводного автомобиля мотор и все агрегаты трансмиссии образуют единый узел. Он располагается под капотом. Когда крутящий момент выходит из этого узла, он уже изменен по величине и направлению и готов для передачи на ведущие передние колеса. Однако узел из двигателя и агрегатов трансмиссии практически «намертво» прикрепляется к постоянно «подпрыгивающему» кузову, а передние колеса поворачиваются. В результате возникает необходимость сразу в двух отдельных карданных передачах — для правого и левого колеса. Каждый вал «индивидуальной» передачи с шаровыми шарнирами непрерывно передает крутящий момент своему колесу. Этот процесс не зависит от изменения угла передачи. Валы размещаются под капотом в моторном отсеке. Один конец каждого вала связан с узлом агрегатов, а другой — со своим колесом, правым или левым. В переднеприводном автомобиле шаровые шарниры отвечают за передачу крутящего момента при изменении угла до 42 о. Защиту шарниров от влаги и загрязнений обеспечивают резиновые чехлы.
Наиболее распространенные неисправности
Какие проблемы возникают чаще всего:
- Шумы, постукивания и вибрация во время движения. Причина таких неполадок заключается в изнашивании шарниров, подшипника промежуточной опоры, деформации валов. Чтобы устранить неисправность, необходимо заменить поврежденные детали.
- Утечка смазки из шаровых шарниров. Такая неисправность возникает при повреждении защитных чехлов, которые необходимо заменить. Кроме того, нужно промыть шарниры и заменить в них смазку.
Особенности эксплуатации карданной передачи и валов с шаровыми шарнирами
Самые уязвимые элементы карданной передачи — это шарниры. Это касается автомобилей как с задним, так и с передним приводом. Трубы и валы требуют замены намного реже. В целом при аккуратном стиле вождения даже шарниры служат достаточно долго. Это правило особенно актуально при эксплуатации автомобилей с передним приводом. Задача владельца машины — внимательно следить за чехлами шаровых шарниров. При появлении трещин и тем более разрывов необходимо немедленно провести замену чехлов.
Об изнашивании шарниров или подшипников крестовин говорит характерное щелканье, которое раздается, когда автомобиль трогается с места или водитель переключает передачи. Валы с шаровыми шарнирами могут издавать звуки и при повороте передних колес на предельные углы. При сильном изнашивании подшипника промежуточной опоры карданного вала у автомобиля с задним приводом возникают сильные шумы под днищем вместе с ощутимой вибрацией.
При правильной эксплуатации автомобиля и аккуратном стиле вождения срок службы шарниров достигает 50–60 тыс. км пробега. Трубы и валы в целом не подвержены поломкам. При деформации карданного вала или вала с шаровыми шарнирами нужно заменить поврежденные узлы.
Срок эксплуатации шарниров сокращают резкие старты, разгоны, неправильный выбор передач и скоростей на сложных дорогах, пробуксовки в грязи.
В нашем магазине вы можете приобрести карданные передачи и карданные валы для автомобилей с передним и задним приводом. МТР-Сервис предлагает и производит только качественную продукцию по выгодным ценам с доставкой! Подробнее ознакомиться с товаром можно здесь.